Обучение детей с нарушениями интеллекта и опорно- двигательного аппарата

Автор: Administrator on 04 Июнь 2012. Posted in Болезни

 

Большую озабоченность вызывают дети с нарушениями интеллекта опорнод-вигательного аппарата. Для таких ребят существует система школ интернатов (VI вида). Среди учеников этих школ принято выделять следующие категории:

• Дети с нарушениями функций опорно двигательного аппарата различного происхождения, передвигающиеся сами или с помощью ортопедических средств, психическое развитие которых близко к нормаль ному. Они без проблем справляются с адаптированной программой массовых школ; многие могут быть успешно интегрированы в общеобразовательные заведения при создании в них специальных условий.

 

• Ребята, лишенные возможности самостоятельного передвижения и самообслуживания, с задержкой психического развития, но имеющие разборчивую речь. Они обучаются на дому или дистанционно по программе массовой школы. В официальных документах такие дети обычно учитываются как интегрированные в образовательное пространство массовой школы, но фактически они изолированы от сверстников. Их взаимодействие с педагогами нельзя назвать в полной мере продуктивным, так как они нуждаются в коррекционных занятиях по развитию моторики, пространственной ориентировки и в специальном оборудовании.

  •  Дети с задержкой психического развития при ДЦП, осложненной тяжелыми дизартрическими нарушениями, недоразвитием речи. Для них необходимы: существенная адаптация программ общеобразовательных дисциплин, особые методы формирования связной речи и преодоления нарушений звукопроизношения. Сегодня многие из этих ребят не могут обучаться даже дома из-за трудностей установления с ними словесного контакта. Для них требуются специально подготовленные специалисты.
  • • Ребята с ДЦП и умственной отсталостью раз личной степени тяжести. Эта категория в наибольшей мере нуждается в разработке разноуровневых программ и различных организационных форм обучения. Особое внимание должно уделяться предметам коррекционного цикла.
  • • Дети с ДЦП в сочетании с нарушениями слуха и зрения. Для них необходимо организовывать специальные отделения, классы или группы при школах, интернатах, создавать свои учебные планы и программы. Ребята этой категории, нарушения зрения и слуха у которых незначительны (слабовидящие, слабо слышащие), занимаются в специальных образовательных учреждениях по адаптированной массовой программе. А дети с выраженными сенсорными дефектами в сочетании с двигательной патологией часто оказываются исключенными из образовательного пространства. Из данного перечня видно, что одни ребята с нарушениями ОДА могут учиться в общеобразовательных учреждениях, другие могут быть включены в частичную интеграцию. А третьи не сумеют адаптироваться к массовой школе. Это прежде все го дети с тяжелыми двигательными нарушениями, а также с сочетанием двигательных, сенсорных и интеллектуальных нарушений (тяжелые нарушения развития).
  • Проблемы социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями развития связаны с рядом факторов:
  • крайне мало научных исследований, касающихся физиологических и психологических особенностей таких ребят;
  •  практически отсутствуют методики в области Коррекционный-развивающей и психо-коррекционной работы с данным контингентом;
  •   для этих детей не определены и не созданы специальные психолого-педагогические условия;
  •  не разработаны рекомендации к их интеграции в образовательное пространство;
  •  педагоги не готовы к взаимодействию с ребята ми и их родителями. Интеграция в общеобразовательное пространство В некоторых случаях дети с двигательными нарушениями уже сейчас учатся в массовых школах, в классах коррекционно-развивающего обучения, в специальных школах других видов (например, ребенок с легкими двигательными нарушениями и речевыми расстройствами посещает речевую школу), если по месту жительства нет школы для детей с нарушениями ОДА. Выбор учреждения часто определяется желанием родителей и близостью к дому. И если такой ребенок учится в массовой школе, то необходимо, чтобы учителя знали о его психофизиологических особенностях, учитывали их при определении на грузок, оценке уровня достижений, использовали специальные приемы обучения, особенно на начальных этапах.

В помещении нужно создать условия, облегчающие ребенку передвижение и самообслуживание. Во многих школах Москвы и некоторых крупных городов уже есть оборудование, необходимое для таких детей, но далеко не все педагоги могут его использовать. При направлении в массовые школы дети не получают рекомендаций по соблюдению ортопедического режима, отсутствуют противопоказания к использованию ими определенных видов оборудования. Опыт стихийной интеграции таких детей в массовую школу показал, что далеко не все из них могут обучаться совместно со здоровыми сверстниками.

К благоприятным показателям можно отнести:

  • нормальное или близкое к норме интеллектуальное развитие;
  • отсутствие сопутствующих нарушений (зрения, слуха, грубого недоразвития речи и т.п.);
  •  достаточно развитые навыки самообслуживания (сам одевается, ест и др.);
  •  хотя бы одна рука способна к различным манипуляциям;
  •  разборчивая речь.

Показатели, затрудняющие или препятствующие интеграции:

  • сниженный интеллект;
  • наличие судорожных припадков;
  •  нарушение зрения и (или) слуха;
  •  низкая разборчивость речи или ее грубое недоразвитие;
  •  отсутствие развитой манипулятивной функции рук;
  •  отсутствие навыков самообслуживания.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что для современного этапа развития нашей страны характерна положительная тенденция все более широкого включения ребят с тяжелыми нарушениями в общеобразовательное пространство.

 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2018 Здоровье.