Нетрадиционные приемы коррекции речи у детей

Автор: Administrator on 04 Июнь 2012. Posted in Болезни

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем лучше складываются его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее проходит его психическое развитие. Но, к сожалению, сегодня у многих младших школьников наблюдаются речевые отклонения.

Как правило, эти дети соматически ослаблены, не которые из них имеют хронические заболевания. Развитие речи ее звуковой стороны, словарно го состава, грамматического строя одна из главных задач педагога начальной школы. Вместе с тем это составная часть работы логопеда. В системе своих занятий логопед придерживается принципа коррекционной направленности, который объединяет три задачи: воспитание, развитие и обучение.

 

Коррекция детей с нарушением речи проводится по следующим направлениям:

• развитие сенсорных и моторных функций;

• формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

• развитие мимической мускулатуры;

• развитие интеллекта;

• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

• формирование раскрепощенной, гармоничной личности. Поскольку логопед занимается не только коррекцией речи, но и развитием личности ребенка, он должен в течение всего учебного года включать в свою работу здоровье сберегающие технологии. Важное значение имеет расписание уроков, которое должно составляться с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей. Занятия должны быть регулярными и последовательными и всегда вызывать у ребенка положительные эмоции.

Деятельность учителя-логопеда направлена на:

• устранение нарушений устной и письменной речи ребенка;

• своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении им школьной программы;

• разъяснительная работа среди педагогов и родителей. Помимо традиционных методов и приемов, логопед может использовать упражнения, направленные на формирование мотивации учащихся, сохранение и укрепление их здоровья.

1. Релаксация комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, шеи и речевого аппарата. Релаксация также убирает психологическое возбуждение, дает ребенку небольшой отдых, поднимает ему настроение, что ведет к лучшему усвоению нового материала.

Эти упражнения можно использовать для профилактики в периоды повышенной нагрузки, когда психика становится особенно уязвимой. С их по мощью повышается стрессоустойчивость и сохраняется спокойное и бодрое расположение духа.

Систематическое выполнение таких упражнений помогает беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; а заторможенные и скованные ребята могут приобрести уверенность и активность. Расслабляться можно не только посредством дыхательных техник и упражнений на мышечную релаксацию, но и через образы зрительные предоставления, или так называемые визуализации.

Например: вы нежитесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело; вы качаетесь на волнах и ощущаете покой и невесомость; вы лежите на нагретом песке на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн, видите свет и чувствуете тепло солнечных лучей.

2. Дыхательная гимнастика Дыхательные упражнения нужно сочетать с физическими, при выполнении которых возраста ют объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, улучшается деятельность всех органов и систем организма. В первые месяцы логопед сам проговаривает текст, а дети произносят лишь отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем ребята делают это самостоятельно.

3. Артикуляционная гимнастика Эти упражнения направлены на развитие полно ценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем. Принципом их отбора служат характер дефекта и целесообразность движений для воспроизведения нужного звука. Важно не количество упражнений, а качество их выполнения.

4. Пальчиковая гимнастика Эта гимнастика крайне необходима детям с речевыми нарушениями. Ведь у них отмечаются общая моторная недостаточность и отклонения в развитии движений пальцев рук. Кроме того, такие упражнения помогают ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности.

5. Упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления) Такие коррекционные приемы оживляют начало занятия, повышают интерес ребенка, развивают внимание, кратковременную память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность. Желательно использовать упражнения, основанные на движении, ведь они способствуют лучшему Говорим и пишем правильно усвоению материала, восстанавливая и усиливая взаимодействие различных психических процессов.

6. Проведение физкультминуток Физкультминутки позволяют ребенку отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, повышают внимание и работоспособность ученика на последующем этапе урока. Их содержание может быть связано с темой занятия.

7. Упражнения для профилактики нарушений зрения Для профилактики близорукости можно использовать гимнастику для глаз профессора В.Ф. Базарного. Ее методика заключается в чередовании работы с учебным материалом, который находится вблизи от ребенка, с приемами, позволяющими расширить его зрительно-двигательную активность в режиме занятия. Для этого проводятся физкультминутки для глаз с помощью ориентиров, расположенных в кабинете логопеда на более отдаленном расстоянии.

8. Элементы логоритмики Для повышения двигательной активности детей можно применять различные средства логоритмики: ходьбу и маршировку в разных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения для формирования эмоциональново левой сферы; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения на активизацию внимания; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения для развития чувства ритма; пение; игру на детских инструментах; игровую деятельность; упражнения для развития слухового восприятия; упражнения для формирования творческой инициативы.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2018 Здоровье.